Сергей Борчиков wrote:Я отметил ранее, что все Ваши характеристики квантовой метафизики, на самом деле свойственны метафизике вообще. Вы согласились: «Кто ж возражает». В таком случае зачем традиционную метафизику называть квантовой? Это избыточное называние, подлежащее действию бритвы Оккама.
Свойственны, но не все и не всегда. Вообще-то надо бы определиться, что такое "метафизика вообще"? Метафизика изменяется, развивается... в настоящее время ей становится тесно в рамках традиционного философствования. В своем сообщении "Смена парадигмы" (года 2-3 назад) я писал, что в настоящее историческое время возникли условия и появилась
возможность для смены фундаментальной научно-философской парадигмы. Сейчас, однако, я считаю, что смена фундаментальной научно-философской парадигмы не только возможна, но и
необходима.
Доказывать это сейчас не буду (краткого форумного ответа для этого недостаточно), но вчерне, в нескольких тезисах, поясню.
1. Для успешного развития человеческого общества нужны правильные ориентиры, нужна достаточно полная, всеохватная, адекватная картина мира.
2. Полнота, всеохватность картины мира достигается при интегрировании, причем область интегрирования должна быть максимально полной. Соответственно, область интегрирования науки и философии последовательно расширяется (см., например, статью ВИМа в выпуске журнала ИС, посвященного транс-науке).Соответственно
3. На каждом этапе развития человеческого общества успешность этого развития определяется соответствием достигнутого уровня развития и достигнутой полнотой картины мира.
4. Со сменой этапов развития, происходят такие изменения в науке и философии, которые восстанавливают равновесие между уровнем развития общества и наличествующей в данное историческое время картиной мира. Здесь работает модель катящегося колеса (или волны): развитие общества вызывает развитие науки и философии, и наоборот.
5. Модель катящегося колеса (волны) в некоторой степени справедлива и для соотношения науки и философии. Сейчас развитие осуществляется на той полуволне, когда практическая наука (и, вместе с ней, научно-технический прогресс) опережает философию.
6. Наука (в частности, квантовая механика) в ХХ-ом веке, расширяя свою "область определения", вышла на край - к логической противоречивости, философия же, обосновывающая и осмысливающая науку (и саму себя), осталась по сути на прежних позициях - оказалась своего рода цензором, не допускающим выхода научных теорий за край - к логической противоречивости. В квантовой механике, например, прилагаются максимальные усилия для того, чтобы как-то обойти, разрешить, нивелировать краевую логическую противоречивость.
7. Краевая логическая противоречивость ограничивает логические цепочки, останавливает их разбегание во все стороны, ограничивает релятивизм краевым абсолютизмом (чему соответствует представление о существовании "глубокой реальности". Отрицание краевой логической противоречивости приводит не только к своего рода "запрету" на создание универсальной, полной картины мира, но и к утверждению в науке (и, вместе с этим, в обществе) ничем не скрепляемого релятивизма, беспринципности и т.п. В итоге соответствующий разбаланс может привести к серьезнейшим проблемам (вплоть до гибели человечества)
8. При этом абсолютизм (например, религиозный),не манифестирующий логическую противоречивость как глубинное основание современной науки (даже если и имеющий логическую противоречивость как внутреннее основание-постулат - ср. с триединством в христианстве), оказывается, в силу внутренней замкнутости, мало влияющим на внешний относительно него разгул релятивизма.
9. Только достижение полноты интегральности, когда полнота единит в себе и логически сводимые друг к другу, и логически несводимые феномены, дает возможность построения адекватной, полной картины мира в его статике и динамике. Только в этом случае Абсолют перестает быть только неподвижной "глыбой бытия", но обретает динамику, позволяющую ему, образно говоря, не только созерцать - что там, внизу, происходит, но и спускаться вниз (оставаясь при этом наверху), одушевлять, наделять собою сущности нижнего, тварного мира.
Абсолютизм и релятивизм при этом единятся в полноте своего осуществления; полнота релятивизма оказывается теперь не контрпродуктивной, а, напротив, ведет к единению в общей положительной идее.
10. Но возможна ли такая благостная картинка в нашей несовершенной действительности? Разве к этому идет мир?
- Мы не можем логически определить направление развития однозначно; есть точки бифуркации (точки полноты), в которых направление развития можно предсказать,
только если находишься в них самих, т.е. если достигаешь собственной полноты на данном уровне развития общества.
И мы не можем знать логичного ответа на вопрос - достигнем ли мы полноты?
Соответственно, каждый, кто способен ставить такой вопрос, решает сам - идти ли к полноте, или нет? Но если в силу каких-то причин действительно стремишься познать, как "на самом деле" устроен мир, то идти к его краю, к его полноте придется.И соответственно, адекватным описанием такого пути будет метафизика полных сущностей
11. Таким образом, полнота картины мира достигается в такой метафизике, которая обладает особенностями, характерными для квантовой механике и квантового подхода вообще. Прежде всего, это краевая логическая противоречивость, легитимация которой ведет к справедливости соотношения неопределенностей, принцип дополнительности и других особенностей квантового подхода.
Соответственно, такая метафизика вполне справедливо может быть названа квантовой метафизикой.
Присущи ли перечисленные в этом пункте особенности квантовой метафизики «метафизике вообще»?
Очевидно, что нет.
Квантовая метафизика есть не «метафизика вообще», а метафизика, выходящая на край, на котором осуществляется полнота единения материального и идеального, логически непротиворечивого и противоречивого, науки и философии.
Так что никакого нарушения принципа бритвы Оккама не происходит.
(
продолжу завтра или послезавтра)