Проблемы метаистории
-
- Администратор
- Posts: 215
- Joined: 15 Feb 2016, 20:03
Проблемы метаистории
Тема данного подфорума оформилась в emil-переписке с участниками ИС. Всю переписку восстанавливать не буду, разве что по ходу дискуссии (если таковая продолжится). Но один отрывок из письма Ю.Д. Бухарова (от 01.07.22) воспроизведу для зачина:
«[…] С моей точки зрения, мета-история не последует история, они сосуществуют, так сказать, параллельно, только в разных онтологических статусах, на разных онтологических уровнях. Мир динамичен, в нём каждая вещь – процесс, темпорально-континуальная смена относительно определённых событий. Хотя и понятие процесса – это абстракция, в которой учитывается лишь некие закономерности при отвлечении от смысла, λόγος’а сменяющихся и переходящих друг в друга событий. То есть, тут происходит отвлечение, абстрагирование именно от истории, которая представляет собой прежде всего событийно-логосный континуум, где событийность и логосность нераздельны. Признание применимости понятия истории только к человечеству, при отрицании его применимости к «неживой» и даже к живой природе, фактически означает отрицание объективно-объектной логосности, объективно-объектного смысла, и учёт лишь логосности субъективно-субъектной: свободной человеческой деятельности, свободного человеческого целеполагания и т.д. А во всём сущем за пределами человеческого бытия, всё прочее в Мире, при таком подходе, является только слепыми природными законами и слепой игрой сопровождающих их действие случайностей – то есть, просто «процессами». При этом теряется как онтологическая укоренённость человеческого бытия, так и онтологическая определённость самого Мира. Однако объективно-объектная логосность в Мире невозможна без надмирового Логоса – по бытию имманентному Миру, но по природе трансцендентному. Главная сложность в данном случае состоит в том, чтобы адекватно выразить это метафизически – а тем более логико-онтологическими средствами.
В этой связи весьма продуктивно введение понятий фон-бытия (функтор Ф) и на-фоне-бытия (функтор Н) – причём, в трёх аспектах: А) в общем логико-онтологическом плане, Б) в плане локальном и В) в плане универсальном. Поясню, что имею в виду.
А). В общем логико-онтологическом плане, как уже говорилось, таковая дистинкция позволяет достаточно строгим образом эксплицировать и решить антиномию Трансцендентного и имманентного, Абсолюта (А) и относительного бытия. Хотя не только это: в целом различение фон-бытия и на-фоне-бытия позволяет успешно решать и более локальные метафизические задачи.
Б). В локальном плане фон-бытие и на-фоне-бытие относительны, зависят от системы координат: фон-бытие в одной может выступать как на-фоне-бытия в другой и т.п. Например, возможное является фон-бытием для действительного, ибо Р(х) ⊃ ◊Р(х), но не наоборот, последнее значительно шире первого. А действительное как таковое выступает фон-бытием для какой-либо действительной вещи, в аспекте её существования an sich, самой по себе. Но характерная черта состоит в том, что фон-бытие и на-фоне-бытия здесь «одноприродны», разница только в уровнях онтологического статуса в пределах Мира-в-целом, «внутри» Мира. Как у фламандца 17 века Виллема ван Гехта, на картинах которого множество других картин – и каждая со своим фоном и со своим изображением, что на фоне, но все суть картины, хотя по-разному. […]
В) В плане универсальном. Однако стандартными средствами крайне трудно выразить аналогичные соотношения, если речь о Мире-как-целое, где фон-бытие и на-фоне-бытие уже «разноприродны», так как онтологически фон-бытие каким-то образом должно наличествовать и «вне» Мира. Таковы Брахмо (в отличие от Брахмана) Упанишад, безымянное Дао Лао Цзы, Единое Плотина, нетварные Божественные энергии (Ακτιστες ενέργειες του Θεού) Ареопагита, Дамаскина и Паламы и т.п.
Можно, конечно, и а этом случае попытаться выразить стандартным способом через отношение «частности» {х/С(х)} ∈ А, однако сразу чувствуется некоторая неудовлетворительность: даже на интуитивном уровне более-менее понятно, что представлять обычные вещи в Мире как части Абсолюта – значит недопустимо упрощать ситуацию, смешивая разные онтологические статусы и уровни. Соответственно, здесь требуется не отношение «частности», а отношение причастности. Его тоже можно попытаться выразить обычними средствами, перейдя к нечёткой теории множеств и нечёткой логике, заодно определив степени принадлежности μ(х) элементов какому-либо классу Х = {х: μ(х)|хi} на интервале [0, 1] упорядоченного поля гипердействительных чисел. Тогда причастность элементов хi классу Х означает, что все таковые элементы «принадлежат» ему в бесконечно малой степени: Х = {х: ε|хi} (или в форме записи хi ε∈ Х), где ε – отличные от нуля актуально бесконечно малые гипердействительные числа. И тогда, что касается Абсолюта, понимаемого как Ακτιστες ενέργειες του Θεού (обозначим ΑΘ), имеем ∀х(¬(х = ΑΘ) ⊃ (х ε∈ ΑΘ)). Хотя такой вариант (нечёткая логика с гипердействительными степенями принадлежности) создаёт определённые технические сложности, его вполне можно реализовать.
К сожалению, метафизика мало приспособлена для выражения каких-либо исторически-темпоральных отношений, её категориальный строй принципиально статичен. […]
Ю.Д. Бухаров»
«[…] С моей точки зрения, мета-история не последует история, они сосуществуют, так сказать, параллельно, только в разных онтологических статусах, на разных онтологических уровнях. Мир динамичен, в нём каждая вещь – процесс, темпорально-континуальная смена относительно определённых событий. Хотя и понятие процесса – это абстракция, в которой учитывается лишь некие закономерности при отвлечении от смысла, λόγος’а сменяющихся и переходящих друг в друга событий. То есть, тут происходит отвлечение, абстрагирование именно от истории, которая представляет собой прежде всего событийно-логосный континуум, где событийность и логосность нераздельны. Признание применимости понятия истории только к человечеству, при отрицании его применимости к «неживой» и даже к живой природе, фактически означает отрицание объективно-объектной логосности, объективно-объектного смысла, и учёт лишь логосности субъективно-субъектной: свободной человеческой деятельности, свободного человеческого целеполагания и т.д. А во всём сущем за пределами человеческого бытия, всё прочее в Мире, при таком подходе, является только слепыми природными законами и слепой игрой сопровождающих их действие случайностей – то есть, просто «процессами». При этом теряется как онтологическая укоренённость человеческого бытия, так и онтологическая определённость самого Мира. Однако объективно-объектная логосность в Мире невозможна без надмирового Логоса – по бытию имманентному Миру, но по природе трансцендентному. Главная сложность в данном случае состоит в том, чтобы адекватно выразить это метафизически – а тем более логико-онтологическими средствами.
В этой связи весьма продуктивно введение понятий фон-бытия (функтор Ф) и на-фоне-бытия (функтор Н) – причём, в трёх аспектах: А) в общем логико-онтологическом плане, Б) в плане локальном и В) в плане универсальном. Поясню, что имею в виду.
А). В общем логико-онтологическом плане, как уже говорилось, таковая дистинкция позволяет достаточно строгим образом эксплицировать и решить антиномию Трансцендентного и имманентного, Абсолюта (А) и относительного бытия. Хотя не только это: в целом различение фон-бытия и на-фоне-бытия позволяет успешно решать и более локальные метафизические задачи.
Б). В локальном плане фон-бытие и на-фоне-бытие относительны, зависят от системы координат: фон-бытие в одной может выступать как на-фоне-бытия в другой и т.п. Например, возможное является фон-бытием для действительного, ибо Р(х) ⊃ ◊Р(х), но не наоборот, последнее значительно шире первого. А действительное как таковое выступает фон-бытием для какой-либо действительной вещи, в аспекте её существования an sich, самой по себе. Но характерная черта состоит в том, что фон-бытие и на-фоне-бытия здесь «одноприродны», разница только в уровнях онтологического статуса в пределах Мира-в-целом, «внутри» Мира. Как у фламандца 17 века Виллема ван Гехта, на картинах которого множество других картин – и каждая со своим фоном и со своим изображением, что на фоне, но все суть картины, хотя по-разному. […]
В) В плане универсальном. Однако стандартными средствами крайне трудно выразить аналогичные соотношения, если речь о Мире-как-целое, где фон-бытие и на-фоне-бытие уже «разноприродны», так как онтологически фон-бытие каким-то образом должно наличествовать и «вне» Мира. Таковы Брахмо (в отличие от Брахмана) Упанишад, безымянное Дао Лао Цзы, Единое Плотина, нетварные Божественные энергии (Ακτιστες ενέργειες του Θεού) Ареопагита, Дамаскина и Паламы и т.п.
Можно, конечно, и а этом случае попытаться выразить стандартным способом через отношение «частности» {х/С(х)} ∈ А, однако сразу чувствуется некоторая неудовлетворительность: даже на интуитивном уровне более-менее понятно, что представлять обычные вещи в Мире как части Абсолюта – значит недопустимо упрощать ситуацию, смешивая разные онтологические статусы и уровни. Соответственно, здесь требуется не отношение «частности», а отношение причастности. Его тоже можно попытаться выразить обычними средствами, перейдя к нечёткой теории множеств и нечёткой логике, заодно определив степени принадлежности μ(х) элементов какому-либо классу Х = {х: μ(х)|хi} на интервале [0, 1] упорядоченного поля гипердействительных чисел. Тогда причастность элементов хi классу Х означает, что все таковые элементы «принадлежат» ему в бесконечно малой степени: Х = {х: ε|хi} (или в форме записи хi ε∈ Х), где ε – отличные от нуля актуально бесконечно малые гипердействительные числа. И тогда, что касается Абсолюта, понимаемого как Ακτιστες ενέργειες του Θεού (обозначим ΑΘ), имеем ∀х(¬(х = ΑΘ) ⊃ (х ε∈ ΑΘ)). Хотя такой вариант (нечёткая логика с гипердействительными степенями принадлежности) создаёт определённые технические сложности, его вполне можно реализовать.
К сожалению, метафизика мало приспособлена для выражения каких-либо исторически-темпоральных отношений, её категориальный строй принципиально статичен. […]
Ю.Д. Бухаров»
-
- Администратор
- Posts: 215
- Joined: 15 Feb 2016, 20:03
Re: Проблемы метаистории
Уважаемый Юрий Дмитриевич!
1) Конечно, решать проблему метаистории можно локальными логическими и онтологическими методами, но я за универсальный, метафизический метод – так как он предельная суть Мета.
2) Я не сторонник пространственной параллельности истории и метаистории. Они друг в друга проникают как эмпирия и теория, как обычные смыслы и метасмыслы, как обычные формы и метаформы (формали).
3) Учитывая разделение операциональности Мета на содержательную и формалийную (см. диалог с Романом Сузи в параллельной теме – https://allunity.ru/forum/viewtopic.php?p=12862#p12862), я соглашаюсь с Вашими планами, когда они касаются любых содержательных методологий, начиная с темпорально-исторических, включая онто-логические и ПМО, вплоть до универсальной, но не соглашаюсь со скепсисом касательно метафизики, поскольку она единственная способна создать формалийную картину Мета-методов (мета-формалей), отражающих мета-историю.
4) Если же Вы видите какую-то методологию вне метафизики, то должны ее обрисовать. Однако будет одно требование, а именно: рисовать эту картину в рамках идентичной Мета-методологии. Если же таковая методология будет отсылом к существующим религиозным, эзотерическим или содержательно-универсальным методологиям, то это будет шаг назад и к соответствующим мифологиям, со свойственными им красными линиями.
Но в другой, тоже параллельной теме (в диалоге с Пермским - https://allunity.ru/forum/viewtopic.php?p=12861#p12861) я уже высказался, что
1) Конечно, решать проблему метаистории можно локальными логическими и онтологическими методами, но я за универсальный, метафизический метод – так как он предельная суть Мета.
2) Я не сторонник пространственной параллельности истории и метаистории. Они друг в друга проникают как эмпирия и теория, как обычные смыслы и метасмыслы, как обычные формы и метаформы (формали).
3) Учитывая разделение операциональности Мета на содержательную и формалийную (см. диалог с Романом Сузи в параллельной теме – https://allunity.ru/forum/viewtopic.php?p=12862#p12862), я соглашаюсь с Вашими планами, когда они касаются любых содержательных методологий, начиная с темпорально-исторических, включая онто-логические и ПМО, вплоть до универсальной, но не соглашаюсь со скепсисом касательно метафизики, поскольку она единственная способна создать формалийную картину Мета-методов (мета-формалей), отражающих мета-историю.
4) Если же Вы видите какую-то методологию вне метафизики, то должны ее обрисовать. Однако будет одно требование, а именно: рисовать эту картину в рамках идентичной Мета-методологии. Если же таковая методология будет отсылом к существующим религиозным, эзотерическим или содержательно-универсальным методологиям, то это будет шаг назад и к соответствующим мифологиям, со свойственными им красными линиями.
Но в другой, тоже параллельной теме (в диалоге с Пермским - https://allunity.ru/forum/viewtopic.php?p=12861#p12861) я уже высказался, что
«Метаистория есть такая история, которая способна выходить на абсолютный уровень, не только содержательно, но и методологически, создавая методологию (совокупность формалей), способных ломать красные линии, существующие между частными мифами, хоть языческими, хоть религиозными, хоть научными (парадигмами), хоть философскими (школами), а следовательно, и историями народов и их идеологий».
-
- Администратор
- Posts: 215
- Joined: 15 Feb 2016, 20:03
Красные линии Эго, Группы и Метаистории
Есть красные линии:
1) вызванные индивидуумом (онто-изоляцией самости),
2) вызванные законами группы (семьи, племени, народа, нации, религиозной конфессии, партии, научной школы или парадигмы, философского учения или системы и т.д.).
3) вызванные существованием целого (метаистории, метаонтологии, метакультуры, общечеловечества).
Последние годы научные интересы Наталии Подзолковой озабочены решением проблемы «Эго – Анти-Эго (Единый Другой)». Решение этой проблемы, действительно, позволяет преодолеть красные линии, вызванные эгоизмом индивидуума. Но только в рамках взаимоотношений «1–2». Однако это не позволяет преодолеть красные линии группы в рамках взаимоотношений «2-3».
Правда, в решении Наталии есть претензия на то, что «2» (группа) это и есть «3» (т.е. Все-мир=Все-единое=Все-другой). Но это не подтверждается практикой решения, поскольку совершенно нет рекомендаций, как преодолевать групповые (семейные, национальные, конфессиональные, парадигмальные) красные линии. К тому же нет никакой гарантии, что картина Единого Другого есть метаисторическая Картина, а не всего лишь групповая картинка (мода-проекция) сторонников все-единого-Другого.
Для практики красных линий необходима аналогичная борьба не только с индивидуальным эгоизмом «1», но и с групповым эгоизмом «2», а в перспективе даже страховка от закостенения в мета-целокупном эгоизме «3». И если по поводу первой борьбы в культуре наработано предостаточно, то борьба с групповыми эгоизмами – это вопрос вопросов, а проблема мета-исторических красных линий – это вообще из области далеких и пока фантазийных научных гипотез.
1) вызванные индивидуумом (онто-изоляцией самости),
2) вызванные законами группы (семьи, племени, народа, нации, религиозной конфессии, партии, научной школы или парадигмы, философского учения или системы и т.д.).
3) вызванные существованием целого (метаистории, метаонтологии, метакультуры, общечеловечества).
Последние годы научные интересы Наталии Подзолковой озабочены решением проблемы «Эго – Анти-Эго (Единый Другой)». Решение этой проблемы, действительно, позволяет преодолеть красные линии, вызванные эгоизмом индивидуума. Но только в рамках взаимоотношений «1–2». Однако это не позволяет преодолеть красные линии группы в рамках взаимоотношений «2-3».
Правда, в решении Наталии есть претензия на то, что «2» (группа) это и есть «3» (т.е. Все-мир=Все-единое=Все-другой). Но это не подтверждается практикой решения, поскольку совершенно нет рекомендаций, как преодолевать групповые (семейные, национальные, конфессиональные, парадигмальные) красные линии. К тому же нет никакой гарантии, что картина Единого Другого есть метаисторическая Картина, а не всего лишь групповая картинка (мода-проекция) сторонников все-единого-Другого.
Для практики красных линий необходима аналогичная борьба не только с индивидуальным эгоизмом «1», но и с групповым эгоизмом «2», а в перспективе даже страховка от закостенения в мета-целокупном эгоизме «3». И если по поводу первой борьбы в культуре наработано предостаточно, то борьба с групповыми эгоизмами – это вопрос вопросов, а проблема мета-исторических красных линий – это вообще из области далеких и пока фантазийных научных гипотез.
- Роман Сузи
- Участник форума
- Posts: 22
- Joined: 19 Jul 2022, 01:07
- Location: Finland
Re: Проблемы метаистории
Я только размышлял на прогулке о том, что такое метаистория и чем она может помочь. Хотел спросить определение - но Вы его уже дали выше.
Выскажу следующее предположение. Не влечет ли освоение преодоления красных линий в 1-2 появление достаточных аналогий для преодоления 2-3? И если не влечет, то что препятствует этому?
Предположим, человечество сотрет красные линии, оставаясь тем не менее разнообразным и разумным. Станет ли оно проводить красные линии скажем при встрече с инопланетными разумными существами? По логике вещей, не должно бы.
Преодоление группового эгоизма, как мне видится, относится к вопросам выживания человечества. Так что вопрос вопросов придется решать. И быстро.
Выскажу следующее предположение. Не влечет ли освоение преодоления красных линий в 1-2 появление достаточных аналогий для преодоления 2-3? И если не влечет, то что препятствует этому?
Предположим, человечество сотрет красные линии, оставаясь тем не менее разнообразным и разумным. Станет ли оно проводить красные линии скажем при встрече с инопланетными разумными существами? По логике вещей, не должно бы.
Преодоление группового эгоизма, как мне видится, относится к вопросам выживания человечества. Так что вопрос вопросов придется решать. И быстро.
--
Роман Сузи
Роман Сузи
-
- Администратор
- Posts: 215
- Joined: 15 Feb 2016, 20:03
Re: Проблемы метаистории
Роман, спасибо за ответ, я тоже принес эти мысли с прогулки. Попутный вопрос: если не секрет, Вы по какому гео-топосу гуляете: в парке, в лесу, у моря, у реки, в горах? Это интересно/важно для сравнения.
Далее отвечу на Ваши вопросы из этого сообщения и сообщения - https://allunity.ru/forum/viewtopic.php?p=12873#p12873
Далее отвечу на Ваши вопросы из этого сообщения и сообщения - https://allunity.ru/forum/viewtopic.php?p=12873#p12873
На первом этапе - однозначно влечет. Аналогия - сильный механизм. Но на втором могут понадобиться и дополнительные средства. Потому что группа является эмерджентом по отношению к индивиду, и применительно к эмерджентным добавкам могут потребоваться уникальные решения, не имеющие прецедентов у индивида.Выскажу следующее предположение. Не влечет ли освоение преодоления красных линий в 1-2 появление достаточных аналогий для преодоления 2-3?
Инстинкт самосохранения однозначно относится к 1-му уровню (в аспекте "индивид - группа - человечество"), ко 2-му уровню относится "инстинкт" самосохранения группы. Хотя в обоих заключаются два гносеологических уровня (иррационально-чувственный и духовно-разумный), причем в группе преобладает второй.Не знаю, к какому из этих двух относится инстинкт самосохранения, наверное, к 1-му. Но это очень важный фактор как в индивидуальном, так и в групповом эгоизме.
Совершенно точно подмечено. В том и проблема: необходимо развивать теорию красных линий.Многие религии декларируют решение для преодоления этого инстинкта, но практика далека от теории.
Ну, это Вы забегаете далеко вперед. Еще даже теоретические контуры решения задачи преодоления группового эгоизма не прорисованы. Что говорить о практике осуществления?Предположим, человечество сотрет красные линии, оставаясь тем не менее разнообразным и разумным. Станет ли оно проводить красные линии скажем при встрече с инопланетными разумными существами?
С первым согласен. Со вторым - кто ж его знает. Сначала надо решить теоретически (кто, где, когда?), потом, наверное, несколько столетий уйдет на то, чтобы партии, нации, религии, искусства, научные школы научились обуздывать свой групповой эгоизм. А там и видно будет тем, кто будет жить в ту пору.Преодоление группового эгоизма, как мне видится, относится к вопросам выживания человечества. Так что вопрос вопросов придется решать. И быстро.
- Роман Сузи
- Участник форума
- Posts: 22
- Joined: 19 Jul 2022, 01:07
- Location: Finland
Re: Проблемы метаистории
Гуляю в лесу. Там есть скалы, речка, луг. Кстати, с точки зрения леса красная линия - постройки человека. Даже если деревья оставлены тут и там, экосистема уже не та.
Что касается решения, то действительно сложный вопрос. Например, теоретически можно стереть всем память и убрать все носители информации и воспитывать этаких маугли уже на новой платформе. Но это означало бы ту же логику: стереть.
Поэтому что станет с разнообразием культур? Наверное, в любой культуре есть разрушительная часть. Но в любом сообществе людей есть положительная основа для единства. Полагаю, что она даже больше, чем отрицательная.
Выстраиваемая логика единения (и получающиеся в результате идеологии и, кто знает, может религии) должны самовоспроизводиться. Но религии, существующие тысячи лет, никуда не сместишь даже за сотни лет. Насколько я знаю, в основных религиях тем не менее нет непосредственно антагонистического элемента. Наверное, какую-то общую совместимость можно найти.
Получается ли физиология наибольшим препятствием? Как в Повелителе мух у Голдинга? Значит ли это, что чуть "единительная" среда утончается и все будет поворачивать назад?
Что касается решения, то действительно сложный вопрос. Например, теоретически можно стереть всем память и убрать все носители информации и воспитывать этаких маугли уже на новой платформе. Но это означало бы ту же логику: стереть.
Поэтому что станет с разнообразием культур? Наверное, в любой культуре есть разрушительная часть. Но в любом сообществе людей есть положительная основа для единства. Полагаю, что она даже больше, чем отрицательная.
Выстраиваемая логика единения (и получающиеся в результате идеологии и, кто знает, может религии) должны самовоспроизводиться. Но религии, существующие тысячи лет, никуда не сместишь даже за сотни лет. Насколько я знаю, в основных религиях тем не менее нет непосредственно антагонистического элемента. Наверное, какую-то общую совместимость можно найти.
Получается ли физиология наибольшим препятствием? Как в Повелителе мух у Голдинга? Значит ли это, что чуть "единительная" среда утончается и все будет поворачивать назад?
--
Роман Сузи
Роман Сузи
-
- Администратор
- Posts: 215
- Joined: 15 Feb 2016, 20:03
Re: Проблемы метаистории
То, что это граница, точно. А вот красная линия здесь односторонняя. Лес, конечно, может пересекать границу и причинять ущерб городу, но у него нет такой сознательной цели. А вот город, расширяясь в лес, однозначно в сознательных планах строителей вынужден уничтожать лес.Кстати, с точки зрения леса красная линия - постройки человека.
Ответ в том же духе. Никто не покушается на объективные границы и разнообразие. Речь идет только о сознательных принципах антагонизирования. Это должно быть изжито как предрассудок.что станет с разнообразием культур?
В том-то и дело, что эти элементы трансцендентны и трансцендентальны. А посему их надо сначала имманентизировать, чтобы потом деимманентизировать. Это требует определенной методологии, разработкой которой никто не занимается.Насколько я знаю, в основных религиях тем не менее нет непосредственно антагонистического элемента.
- Роман Сузи
- Участник форума
- Posts: 22
- Joined: 19 Jul 2022, 01:07
- Location: Finland
Re: Проблемы метаистории
Как это возможно без некоторой изоляции? Условно, племя людоедов будет и дальше заниматься тем же с соседним племенем людоедов пока хватает еды?Никто не покушается на объективные границы и разнообразие.
Поясните, что Вы имеете здесь в виду?А посему их надо сначала имманентизировать, чтобы потом деимманентизировать.
Из философского словаря:
(тут немного масло масляное, так как "имманентность" уже включает находящее внутри).ИММАНЕНТИЗАЦИЯ — общефилософское понятие, фиксирующее процедуру конституирования внешнего по отношению к определенной системе в качестве ее имманентно внутреннего.
Соответственно и деимманентизация непонятна.
--
Роман Сузи
Роман Сузи
-
- Администратор
- Posts: 215
- Joined: 15 Feb 2016, 20:03
Re: Проблемы метаистории
Имманентизировать - означает проявить из трансценденции, осознать и познать, выявив законы логоса.
Деимманентизировать означает - после этого из сферы идеальных чаяний и разума вести обратно в сферу социума и внешнего бытия, что неминуемо будет сопровождаться трансцендированием каких-то элементов.
Новые трансцендентные и трансцендентальные элементы требуют новой имманентизации. И так далее, по циклам истории.
Деимманентизировать означает - после этого из сферы идеальных чаяний и разума вести обратно в сферу социума и внешнего бытия, что неминуемо будет сопровождаться трансцендированием каких-то элементов.
Новые трансцендентные и трансцендентальные элементы требуют новой имманентизации. И так далее, по циклам истории.
- Роман Сузи
- Участник форума
- Posts: 22
- Joined: 19 Jul 2022, 01:07
- Location: Finland
Re: Проблемы метаистории
Возможно я не настолько знаком с мировой культурой, но самое близкое, что приходит на ум в этой теме - произведения советской фантастики. Плюс близко подходит (оригинальный) Звездный путь (Star Trek) и кое-какие произведения Артура Кларка.
В этих произведениях обычно описывается общество будущего, в котором (подразумевалось, но особо не говорилось) построен коммунизм или что-то подобное, а красные линии возникают уже на другом масштабе, в соприкосновении с примитивными или другими мирами, как атавизмы: Кир Булычев про ту же Алису (пираты), Трудно быть богом Стругацких (примитивный мир и прогрессоры), Люди как боги Снегова (там вообще галактические цивилизации).
Насколько все эти утопии реально воплотить - сказать сложно, но по крайней мере представить можно. Полагаю, что в этом есть какой-то важный ключ к решению. То есть, желаемый мир нужно сначала представить в принципе. И если все уровни от физиологии до психологии до социологии и т.д. будут в естественной конфигурации (трансгуманизм?), то такой мир будет для людей оптимальным. Поддержание красных линий требует много энергии, которая могла бы быть направлена на выживание, созидание и распространение. По идее (весьма сказочно звучит!) эволюция должна привести к именно такому обществу по чисто энергетическим причинам (я полагаю, что законы оптимизации входят в Логос - уж очень много в физике объясняется минимизацией чего-то). Вот только на скорость эволюции сложно повлиять.
В этих произведениях обычно описывается общество будущего, в котором (подразумевалось, но особо не говорилось) построен коммунизм или что-то подобное, а красные линии возникают уже на другом масштабе, в соприкосновении с примитивными или другими мирами, как атавизмы: Кир Булычев про ту же Алису (пираты), Трудно быть богом Стругацких (примитивный мир и прогрессоры), Люди как боги Снегова (там вообще галактические цивилизации).
Насколько все эти утопии реально воплотить - сказать сложно, но по крайней мере представить можно. Полагаю, что в этом есть какой-то важный ключ к решению. То есть, желаемый мир нужно сначала представить в принципе. И если все уровни от физиологии до психологии до социологии и т.д. будут в естественной конфигурации (трансгуманизм?), то такой мир будет для людей оптимальным. Поддержание красных линий требует много энергии, которая могла бы быть направлена на выживание, созидание и распространение. По идее (весьма сказочно звучит!) эволюция должна привести к именно такому обществу по чисто энергетическим причинам (я полагаю, что законы оптимизации входят в Логос - уж очень много в физике объясняется минимизацией чего-то). Вот только на скорость эволюции сложно повлиять.
--
Роман Сузи
Роман Сузи
-
- Администратор
- Posts: 215
- Joined: 15 Feb 2016, 20:03
Теория Ю.Д.Бухарова
Роман, возможно - да, возможно - нет. Должны быть представлены не просто фантазии или догадки по аналогии, а стройная теоретическая конструкция, которую можно логически подтверждать или фальсифицировать.
Например, такая как: Бухаров Ю.Д. Мироподобие истории // Журнал "Интегральная философия". 2022, №12. - https://allunity.ru/journals/J12.pdf
Например, такая как: Бухаров Ю.Д. Мироподобие истории // Журнал "Интегральная философия". 2022, №12. - https://allunity.ru/journals/J12.pdf
- Роман Сузи
- Участник форума
- Posts: 22
- Joined: 19 Jul 2022, 01:07
- Location: Finland
Re: Теория Ю.Д.Бухарова
Если бы речь шла о просто теории, скажем, эволюции или футурологии как "истории будущего", то да. Но выше Вы замахнулись на нечто большее. "Теория X всесильна потому, что она верна." То есть, не просто теория, а руководство к действию. Таких теорий в истории было очень не много, но полного охвата они не получили, так что остается лишь гадать об их действенности. К сожалению я не историк, не обществовед, не политолог, поэтому могу лишь что-то познать на очень общем уровне, явно недостаточном для футурологии.
То есть здесь все-таки нужно нечто большее, чем логика и даже философия. Нужно чувствовать "дух времени". Более того, с программой на пару столетий вперед сия объединительная теория должна иметь защиту от окостенения. Даже если предположить, что в следующие лет 20-30 будет мода на некое "супервсеединство", появится не меньше разных школ, каждая из которых будет что-то трактовать по-своему, поэтому вся теория должна уже изначально включать все эти вариации если она претендует на долгосрочную перспективу. А по сути решаемой проблемы красных линий в ней должна быть заложена просто нечеловеческая терпимость.
Любая теория тем не менее начинается с догадок, а практическая деятельность - с полета фантазии. Ну может быть у Вас есть уже какие-то наработки в этом направлении. У меня же в голове пока дальше мути и сути не зашло. Тем не менее несколько смущает применение к этому понятия "алгоритм" в качестве средства достижения цели. Такие вещи, которые работают с сознанием и тем более массовым как алгоритмы работают на мой взгляд плохо, даже в перспективе нескольких лет не говоря уже о сотнях.
То есть здесь все-таки нужно нечто большее, чем логика и даже философия. Нужно чувствовать "дух времени". Более того, с программой на пару столетий вперед сия объединительная теория должна иметь защиту от окостенения. Даже если предположить, что в следующие лет 20-30 будет мода на некое "супервсеединство", появится не меньше разных школ, каждая из которых будет что-то трактовать по-своему, поэтому вся теория должна уже изначально включать все эти вариации если она претендует на долгосрочную перспективу. А по сути решаемой проблемы красных линий в ней должна быть заложена просто нечеловеческая терпимость.
Любая теория тем не менее начинается с догадок, а практическая деятельность - с полета фантазии. Ну может быть у Вас есть уже какие-то наработки в этом направлении. У меня же в голове пока дальше мути и сути не зашло. Тем не менее несколько смущает применение к этому понятия "алгоритм" в качестве средства достижения цели. Такие вещи, которые работают с сознанием и тем более массовым как алгоритмы работают на мой взгляд плохо, даже в перспективе нескольких лет не говоря уже о сотнях.
--
Роман Сузи
Роман Сузи
-
- Администратор
- Posts: 215
- Joined: 15 Feb 2016, 20:03
Re: Проблемы метаистории
Да, я и ряд коллег замахнулись на - метаисторию.Но выше Вы замахнулись на нечто большее.
Таких теорий в истории было очень не много... так что остается лишь гадать об их действенности.
Не надо гадать. Надо теоретически мыслить.
Именно это и требуется - предельный метафизический уровень.К сожалению я не историк, не обществовед, не политолог, поэтому могу лишь что-то познать на очень общем уровне...